Skip to content
 

Полезно будет знать

(Статьи c igromania.ru)

Продать или продаться?

[«Игромания»]: Допустим, разработчикам удалось сделать и продать одну успешную игру. Дальше вариантов развития, по большому счету, два. Либо продолжать самостоятельно работать над следующей игрой, либо продаться издателю. Чем чреват первый и второй путь?

Благодаря интернету разработчики, работающие над одним проектом, могут проживать в разных городах и даже в разных странах. Но в этом случае от них требуется повышенная ответственность.

[Сорокин]: Почему издатель получает часть прибыли от проекта? Да потому, что он берет на себя огромное число рисков. Это в первую очередь финансовые риски — срыв сроков, перерасход бюджета, плохие продажи. Неудачный проект также может сказаться на репутации издателя (как, впрочем, и удачный).

Так вот, если разработчик готов взять все эти риски на себя и обладает достаточными финансовыми ресурсами, почему бы и не отправиться в «самостоятельное плавание»? Работа с издателем после одного выпущенного проекта становится значительно легче, разработчику нет необходимости доказывать свою состоятельность. Естественно, при работе с издателем по-прежнему придется делиться возможными прибылями с проекта.

Две стороны одной медали. «Продаваясь с потрохами» издателю, команда теряет, во-первых, возможность попытать счастья с другим издателем и, возможно, получить от очередного проекта большую прибыль (контракт-то уже подписан, проценты определены). Во-вторых, она не может выбирать, что разрабатывать дальше: правила отныне диктует босс и, куда он скажет вертеть баранку, туда и придется рулить. Хорошо если босс сговорчивый и толковый. А если нет?

С другой стороны: вам тепло, уютно, можно сидеть и не чирикать. Очень привлекательная перспектива, когда есть уверенность в завтрашнем дне и сухости памперсов. Оклад, офис, мудрый начальник, который скажет, что надо делать, а что нет. Казалось бы, путь не для креативных групп, которые жаждут самовыражения и развития. Однако практика показывает, что и такие очень часто могут отлично показать себя под крылышком издателя.

[«Игромания»]: А если посмотреть со стороны издателя? Что для него выгодно: купить разработчика или, наоборот, пользоваться результатом работы сторонних студий?

[Сорокин]: Покупка IT-компании — сложная штука. Всегда есть опасность купить N компьютеров + N столов. Людей к компании не привяжешь, а это самое главное. Есть, правда, и другие вещи, которые могут заинтересовать издателя при покупке. Это передовые технологии, разработанные в команде, раскрученные IP (Intellectual Property), хорошая репутация и история команды.

Пользоваться результатом сторонних студий можно при производстве проектов «на потоке», то есть создание игр на готовых технологиях в кратчайшие сроки и с минимальными рисками. Если говорить о серьезных больших проектах или новых технологиях, то вкладывать астрономические суммы фактически в развитие чужой команды издателю менее выгодно.

[Черный]: Купить разработчика — это странно. В большинстве стран современного мира работорговля запрещена, в связи с чем возникает вопрос: что именно приобретает издатель вместе с названием студии? Некоторое количество компьютеров, право на использование торговой марки, те торговые марки, которыми располагает студия. Ну еще, конечно, все переходящие права и обязательства — право на аренду помещения, право оплачивать счета, ну и так далее.

Новорожденной игрострой-артели не стоит сразу браться за производство игр-которые-свернут-горы. Лучше обкатать команду на разработке каких-нибудь простеньких игр, например головоломок.

Но основную ценность студии, то есть людей и их мозги, издатель не приобретает. Если человек уйдет из компании потому, что маленького независимого разработчика, в котором была такая хорошая семейная атмосфера и в котором так прикольно было творить, прикупила большая и злая корпорация, то часть денег, потраченных на нее, была потрачена зря. А если это один из ключевых для компании людей, то эта часть может быть и немалой. Так что если посмотреть с этой стороны, то, вероятно, для издателя выгодно работать с внешней командой.

Но есть и обратная сторона. В случае приобретения разработчика издатель получает больше контроля. Контроля над процессами разработки, над денежными средствами и потоками, над кадровой политикой, наконец. И это может быть весьма выгодно.

Так что нет никакого универсального рецепта и идеального ответа тоже нет. Надо смотреть и считать плюсы с минусами в каждом случае.

Очень хитрая ситуация получается с покупкой или арендой игровых компаний. Взгляд номер один. Покупая разработчика, издатель получает:

— Контроль над командой. Можно сказать: дорогой, а вот эти пуговички сделай-ка мне розовыми, а эти рюши убери и на их место прилепи металлические гирьки, и чтобы обязательно красные. Контрактника так не прищучишь. У него в договоре написано «зеленые пуговицы и рюши», их он сделает, а захочется издателю красные гирьки, за это надо дополнительно платить и время разработки продлевать.

— Оборот капитала. Деньги, вложенные в купленного разработчика (несмотря на то, что их требуется заметно больше, чем на арендованного), никуда не деваются. Разработчик-то свой! Вроде бы издатель деньги тратит, но как бы на себя.

С другой стороны:

— Свой разработчик — серьезная ответственность для издателя. Такой девелопер всегда в фаворе. И если издатель купил какую-нибудь передовую технологию или лицензию на игровую вселенную, то он не сторонней студии будет заказ делать, а своему разработчику. А если есть сторонняя студия, которая может сделать лучше? Так все равно надо своему разработчику давать.

— Денег на своего девелопера действительно нужно больше. У контрактника в бумажке написано, что ему положено два рубля и три копейки за всю разработку, а к первому апреля он сдает проект под «мастер» (игру для печатания мастер-диска) — так и будет. А даже если и не будет, то придется заплатить еще не так много, чтобы проштрафившиеся разработчики довели игру до ума. Своему же надо платить, что называется, по требованию. Вот не хватает ему денег на красные гирьки, он к издателю бежит: «Дай, мол: гирьки, нечем красить». И куда деваться? Издатель дает, потому что разработчик свой. Вы же не станете говорить своему желудку: не урчи, у тебя в контракте не прописано, что ты должен урчать, если есть просишь. Вы его покормите

Написать отзыв

Spam Protection by WP-SpamFree